21 февраля 2023 года на сцене киноконцертного зала СГИИ состоялась постановка оперы К.В. Молчанова «Зори здесь тихие».
Для нашего города это была одно из наиболее значительных событий в его музыкальной жизни! Вряд ли найдётся иное произведение, столь созвучное современности и настолько популярное некоторыми своими фрагментами. Многие из мелодий оперы знакомы нам с детства, они настолько песенные и родные, так «цепляют» душу, что кажется – ты родился с ними в своей памяти, они генетически тебе переданы от родителей вместе с твоей русской душой, твоим пониманием Родины как объекта служения и нежной заботы, объекта восхищения её территориальным пространством и величием…
Повесть Б.Васильева была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году, через 3 года экранизирована режиссёром Станиславом Иосифовичем Ростоцким, который сам воевал, был тяжело ранен (его вынесла с поля боя медсестра, в память о которой, по признанию режиссёра, и был снят фильм), музыку к 2-серийнойкинокартине написал советский композитор Кирилл Владимирович Молчанов. Драматизм военных событий, бессмысленная жестокость смертей («На N-ском фронте ничего существенного не произошло…» – заключительная фраза фильма) потрясли зрителей. А композитора настолько захватила работа над музыкой к экранизации, что он продолжил её, теперь уже переведя в жанр оперы, которая, имела огромный успех, сопоставимый лишь с кинофильмом, многие её темы стали «жить собственной жизнью» (как, например, Романс Женьки «Жди меня» на стихи Константина Симонова, Вокализ Лизы Бричкиной, оригинальный молчановский вальс, написанный в духе 40-х годов, хоровая песня «В небе зори»).
Быть может, отсутствие в Смоленске своего функционирующего музыкального театра в чём-то (как бы парадоксально это не прозвучало) сыграло свою положительную роль. Смоленская публика, в большинстве своём, не знакома с творчеством Кирилла Молчанова, и постановка оперы на сцене Смоленского государственного института искусств для многих стала событием. Во всяком случае, ни один из зрителей (а среди них было не менее половины молодёжи, подростков и пожилых людей) в течение 1,5 часов звучания музыки, далеко не самой лёгкой и доступной современному восприятию, воспитанному хитами популярной эстрады, – НИКТО не покинул своего места! Невзирая на то, что на сцену выходили не профессиональные «артисты»-вокалисты, а студенты заочного отделения, обучающиеся по направленности «Музыкальная педагогика» и вместо полноценного оркестра звучал рояль…
Всё было «неподдельным», настоящим – от оформления сцены и световых эффектов, до костюмов, флага и оружия военного времени, – игралось и пелось с таким воодушевлением, сопровождалось столь искренними эмоциями исполнителей, что многим сидящим в зале не удалось сдержать слёз… Наверное, в душах исполнителей возродилась какая-то часть самоотверженности их дедов и прадедов. Только самоотверженный труд – не за вознаграждение, а «ради Идеала-Правды», труд, лежащий «в самом характере русской души», – способен был дать силы совершить такую впечатляющую постановку! И конечно, это в первую очередь заслуга руководителя состава – сценариста-постановщика, костюмера, режиссёра, дирижёра и главного вдохновителя проекта – Анастасии Юрьевны Паламаржа, старшего преподавателя кафедры музыкального искусства. А для студентов сценическая работа стала частичкой их педагогического труда, подвижничества Учителя, формирующего души своих воспитанников!
Е.В. Гарибова, доцент кафедры музыкального искусства.
02.03.2023 at 10:47
Борис Васильев – в числе моих любимых писателей, и оба фильма смотрела по его “Зорям…”, а вот оперы, к стыду своему, не слышала раньше целиком. И для меня она стала грандиозным открытием (к тому же, насколько я знаю, Смоленск до этой постановки не видел оперы Молчанова “Зори здесь тихие”, это её премьера для города). Гениальная музыка! Очень искренне работали исполнители. И рояль, как оказалось, может полноценно заменить собой целый оркестр, если за ним сидит мастер, браво концертмейстеру Елене Гарибовой! Низкий поклон всем от поклонника Ваших талантов!