Презентация фильма прошла 20 февраля в легендарной 69-й аудитории старого корпуса СмолГУ. Автор ленты, рассказывающей о жизни нашего писателя-земляка и его малой родине, – магистрантка кафедры литературы и журналистики СмолГУ Кристина Давыдова.
Фильм документальный, литературный и историко-публицистический. Длится он полтора часа, но смотрится, что называется, на одном дыхании. После заключительных кадров была минутная тишина, а затем раздались дружные аплодисменты. Не как знак вежливости, но как знак признания и уважения и к герою фильма – писателю Борису Львовичу Васильеву, и к создателям картины.
А потом было живое и заинтересованное обсуждение, в котором приняли участие многие из тех, кто пришёл на презентацию фильма, – студенты, вузовские и школьные преподаватели, журналисты и краеведы, представители департамента по культуре и туризму администрации Смоленской области.
Масштабный проект
– Документальный фильм «Смоленск Бориса Васильева» выполнен в рамках масштабного проекта «Смоленская земля в памятниках литературы», который получил поддержку Фонда президентских грантов, – рассказала заведующая кафедрой литературы и журналистики СмолГУ профессор Ирина Викторовна РОМАНОВА. – Этот проект – дело рук большого научного и творческого коллектива сотрудников кафедры литературы и журналистики СмолГУ, студентов, коллег историков. Мы создаём одноимённый сайт, на котором аккумулируем информацию о литературе, культуре и истории Смоленского края: тексты, исследования, информацию справочного характера. Проект реализуется в разных формах, среди которых огромная текстологическая работа, организация литературных вечеров, публичных лекций, разработка экскурсионных маршрутов, связанных с литературными местами Смоленщины, популяризация существующих музеев, создание образовательных литературных веб-квестов и документальных фильмов. Фильмов запланировано четыре. Премьера первого состоялась в конце ноября 2018 года. Он называется “B-la-f” и посвящён смоленским годам писателя-фантаста Александра Беляева. Признаться честно, мы почти ничего не знаем о писателе, особенно о том, как он пришёл в литературу. Фильм об этом тернистом пути подробно говорит, а заодно создаёт панорамную картину Смоленска начала ХХ века, его культурной жизни (театра, журналистики), духовной жизни (истории храмов, духовных учебных заведений), юридических проблем и перипетий. 20 февраля состоялась премьера второго фильма – «Смоленск Бориса Васильева». В нём акцент с истории города смещён на тех людей, благодаря которым удалось сохранить вечные духовные ценности. В первую очередь это русское дворянство и русское офицерство. Создатель обеих картин (и двух предстоящих – об А.Т. Твардовском) – Кристина Давыдова, магистрантка кафедры литературы и журналистики. Эти фильмы и есть её магистерская работа, которая носит творческий и проектный характер. Кристине помогает замечательная компания энтузиастов – научных консультантов, журналистов, студентов, художников, которые очень органично работают и в кадре и за кадром.
Команда энтузиастов
Несколько слов о команде, которая создала фильм «Смоленск Бориса Васильева». Состав съёмочной группы такой: сценарий, съёмка, монтаж – Кристина Давыдова; корреспондент – Андрей Привалов (студент филологического факультета СмолГУ, специальность «журналистика»); художник – Любовь Белкина (она – одноклассница Кристины и выпускница Смоленского педагогического колледжа по специальности «педагог-дизайнер»); научные консультанты – кандидат филологических наук Владимир Анатольевич Карнюшин и доктор филологических наук Ирина Викторовна Романова; художественный текст озвучил корреспондент ВГТРК «Смоленск» Евгений Самоедов.
Примечательно, что автор сценария фильма, оператор и монтажёр в одном лице – Кристина Давыдова учится не на отделении журналистики, а изучает филологию. И это, безусловно, её работе только в плюс, поскольку свидетельствует о многогранной и глубокой проработке темы.
В фильме также использовались фрагменты документальных фильмов федеральных телеканалов «Культура», «Россия» и «Первый канал». Музыка Алексея Архиповского, песня группы «Аквариум» и песня «Соловьева переправа» Л.В. Кузьмичёвой. Сценарий написан в основном по повести «Летят мои кони» и частично по книге «Век необычайный» Б.Л. Васильева.
– Фильм о Борисе Васильеве – моя вторая работа в жанре документального кино (первый документальный фильм «B-LA-F» об Александре Беляеве вышел в ноябре прошлого года). Работа, нужно признать, очень трудоёмкая. На изготовление фильма по графику грантового проекта отводилось только два месяца. Но нам, всё же, потребовалось три, – рассказала «Смоленской газете» автор фильма Кристина ДАВЫДОВА. – Создавался фильм в несколько этапов: чтение литературы и отбор нужных фрагментов, затем –выстраивание композиции фильма, подбор фото- и видеоматериалов, подбор музыкального оформления, планирование интервью с людьми, связанными с жизнью и творчеством писателя, съёмки, монтаж… Но, как говорят, аппетит приходит во время еды. Так и самые интересные идеи, всё же, рождаются в процессе работы. Так случилось с художественными зарисовками. Сначала мы планировали снять сцены с актёрами, как это было в первом фильме об Александре Беляеве, но это оказалось сложным: слишком много актёров и декораций было бы задействовано. Решили поработать с мультипликацией, но, когда вникли в суть создания подобной работы, и этот вариант отпал. В совместных обсуждениях пришла идея – графический рисунок в ускоренном времени, набросок в чёрно-белом, но точно передающий каждым штрихом мысль текста. В воплощении идеи мне помогла моя одноклассница, художник-график Любовь Белкина. Она с первых же слов меня поняла, и, на мой взгляд, с задачей мы справились на «отлично».
А эти мягкие переходы, когда начало каждого художественного отрывка набирается на печатной машинке? – продолжает свой рассказ Кристина Давыдова. – Кстати, машинка уникальная: она принадлежала профессору нашего университета Вадиму Соломоновичу Баевскому и сейчас является музейным экспонатом. Кажется, неплохая идея, учитывая тот факт, что Борис Львович Васильев долгое время работал на печатной машинке. В результате в фильме создаётся эффект, будто сам писатель набирает текст своей повести «Летят мои кони». А голос Евгения Самоедова? Ему я бесконечно благодарна! Как звучат мысли Бориса Васильева в исполнении известного смоленского журналиста!
Текст Бориса Васильева, голос Евгения Самоедова, рисунки Любови Белкиной, старые фотографии нашего города и его современные пейзажи – всё это в совокупности, на мой взгляд, создаёт невероятное впечатление от фильма. Ещё больше влюбляешься в прозу нашего земляка, ещё больше влюбляешься в наш город, – считает Кристина. И продолжает:
– Всё это очень сложная работа, но по её выполнении понимаешь, какая необходимая. Одним словом, я рада, что могу быть полезной, рада возможности выложиться на сто процентов, рада новым знаниям и новым переживаниям, рада возможности рассказать и показать зрителям свою версию, своё видение автора. Ещё раз благодарю всех участников работы над фильмом за помощь, доброжелательность, за проявленный интерес! Теперь в планах работа над документальным фильмом об Александре Трифоновиче Твардовском. Предстоит поездка в Загорье, а также будем снимать в музее-квартире на Запольном переулке. Но сначала надо подробно познакомиться с литературой о Твардовском, воспоминаниями, уже существующими документальными фильмами.
Взгляд на Смоленск глазами писателя
Один из научных консультантов фильма – кандидат филологических наук Владимир Карнюшин защитил диссертацию по теме: «Проза Бориса Васильева о фронтовиках после войны (70-80-е годы)». Он является известным во всей России исследователем творчества нашего писателя-земляка и его преподавания в школе. Владимир Анатольевич считает, что в фильме впервые Смоленск XX века показан глазами великого прозаика и сценариста.
«Борис Васильев мог бы стать ещё одним лауреатом Нобелевской премии по литературе от России, – убеждён Владимир КАРНЮШИН. – Мог бы, но не стал: документы вернули, так как эта премия вручается только живым. Нам в наследство остались его книги, фотографии, бесценные автографы, его жизнь, наконец. Мы, смоляне, мало изучали его при жизни, ещё меньше приглашали приехать на родину, – нам казалось, что его не следует беспокоить. А он ждал, и каждый раз говорил об этом в телефонных разговорах. «Маленькая родина большой страны». Эта метафора показалась уместной и применимой и к нам, его землякам. Он был гражданином большой страны – России, но никогда не забывал, что у него есть его «маленькая родина» – Смоленщина: Смоленск, где он родился и вырос; Высокое, под Ельней, родовое имение его предков по матери, дворян Алексеевых; Свято-Никольская церковь в Уварове, там же, под Ельней, у стен которой покоятся прабабушка и прадедушка Бориса Львовича – Алексеевы Анна Тимофеевна и Иван Гаврилович; Дорогобуж, где был расстрелян его дед, генерал царской армии Алексеев Николай Иванович…»
Замечательно, что эти мысли, высказанные научным консультантом фильма студенты, создавшие ленту, очень бережно воплотили в аудио- и визуальном ряде. Как результат – фильм получился пронзительный, местами – до мурашек по коже. И – без высоких слов и показного казённого патриотизма. Когда о Смоленске показывается и рассказывается сквозь призму текстов Бориса Львовича Васильева, всем сердцем ощущаешь, что это такое – «маленькая родина большой страны»…
История большой любви
Замечательно, что в фильме есть и ещё одна принципиально важная тема – не только о Смоленске. В ленте подробно рассказывается и о жене Бориса Львовича – Зоре Альбертовне Васильевой (Поляк), которая была путеводной звездой и верной подругой писателя на протяжении 66 лет.
«Светлым и замечательным человеком была Зоря Альбертовна. «Быть может, замечательным называют человека, который замечает окружающих?» – спросила героиня васильевской повести «Неопалимая купина». Зоря Альбертовна всегда замечала всех, кто её окружал, делала всё, чтобы мужа ничто не отвлекало от работы. А он и не задумывался о быте, ибо знал, что рядом она, его жена, его подруга, редактор и Ангел-Хранитель», – подчёркивает научный консультант фильма Владимир Карнюшин. И эта тема – тема большой любви и верности, тема семьи – пронзительно, до слёз отражена в фильме. По сути, эта часть документального фильма «Смоленск Бориса Васильева» вполне может быть самостоятельной, отдельной картиной, достойной зрительского внимания и сопереживания.
Преемственность и новаторство
Студентам, создавшим этот фильм повезло на научных консультантов. Они, несомненно, вдохновили их своим неравнодушием, своим пониманием теснейшей взаимосвязи художественного творчества, литературы и жизни.
«О Борисе Васильеве писать буднично нельзя. Его нужно читать, и неважно, в каком варианте – печатном или электронном. Не просто читать и перечитывать, а думать. Его проза будоражит, встряхивает, переворачивает внутренний мир человека наизнанку. А от литературы именно это и требуется: чтобы она будила чувства. Потому что если душа не спит, то и ты сам уже не «деревянный солдатик» или винтик, которого куда надо, туда и поставят, и заставят делать всё, что угодно. Проза Бориса Васильева учит чести и достоинству. Когда мне плохо и нет никаких сил, я беру книги Бориса Васильева… На петербургском телевидении в конце 90-х вышли три замечательных передачи «В гостях у Васильева», которые вёл известный всем Андрей Максимов. Мне они очень нравились: там был не просто «живой классик», там был великий человек, примерно такой, каким был Лев Толстой для конца XIX столетия. Его слушать можно было бесконечно», – эмоционально писал о нашем великом земляке Владимир Карнюшин в статье «Мой Борис Васильев». И этим своим неравнодушием к жизни и творчеству писателя он, конечно же, воодушевил создателей фильма. А профессор Ирина Романова, ставшая инициатором масштабного проекта «Смоленская земля в памятниках литературы», несомненно, привила своим студентам обострённое чувство ответственности за судьбу малой родины, интерес к её истории, разбудила в них чувство генетической памяти. И это тоже ярко прослеживается в картине. Всё это в совокупности и есть то, что именуется изрядно подзабытым у нас, но столь необходимым и в каждодневной жизни, и в науке, и в творчестве, и в преподавании, и в воспитании словом преемственность.
И она, эта преемственность, замечательно сплавилась в картине, в работе над ней с новаторством молодых энтузиастов. С их взглядом на мир, на Смоленск, на любовь и семью, на творчество. С их желанием перевести художественный и публицистический текст писателя в мир визуального факта. В результате получились полтора часа пронзительного и зримого (именно зримого, а не умозрительного, вычитанного из книг и архивных документов) документального кино. Кино, в котором главный документ – сама жизнь.
В ближайшее время фильм «Смоленск Бориса Васильева» появится на сайте проекта «Смоленская земля в памятниках литературы». Фильм будет представлен и на ежегодном фестивале «Дорогами Бориса Васильева» в мае этого года к 95-летию со дня рождения писателя. Будем надеяться, что фильм, созданный студенткой СмолГУ Кристиной Давыдовой, мы сможем увидеть и на смоленских телеканалах. Право слово, он того заслуживает!
Источник: https://smolgazeta.ru/culture/61809-smolensk-borisa-vasileva.html
Добавить комментарий