15–18 мая в Смоленской области при поддержке администрации региона прошёл IV Всероссийский (с международным участием) открытый фестиваль художественного творчества «Дорогами Бориса Васильева», посвящённый 95-летию писателя…

Цветы у бюста

Торжественная программа в Смоленске началась с возложения цветов к бюсту Бориса Васильева. Вместе с организаторами, членами жюри и гостями фестиваля почтить память знаменитого писателя-фронтовика пришли и почётные гости: правозащитник и педагог Алексей Симонов, сын писателя Константина Симонова, и народная артистка России Алина Покровская – исполнительница роли Любы Трофимовой в фильме «Офицеры».

– Мы открываем уже четвёртый фестиваль, в рамках которого проходит большое количество мероприятий по всему городу – подключаются библиотеки, творческие коллективы, средние школы, – заметил в своём приветственном слове председатель оргкомитета фестиваля Владимир КАРНЮШИН. – В этом году Борису Львовичу исполнилось бы 95 лет. Большая дата. И в целом он прожил хорошую, достойную жизнь: многое успел, много написал… Но самое главное – подарил нам себя. Встречи с ним были незабываемы…

Программа нынешнего фестиваля получилась традиционно насыщенной и разнообразной. Васильевские чтения, конкурсы, мастер-классы… 17 мая в Красном состоялся премьерный показ документального фильма «Смоленск Бориса Васильева». А 18 мая уже в областном центре – подведение итогов и торжественная церемония закрытия фестиваля.

– По количеству и географии участников этот фестиваль немного уступает предыдущим, – признался Владимир Карнюшин. – 268 человек из 12 регионов. Однако работы стали качественнее. Дети разных возрастов пишут рассказы, очерки, рисуют, читают прозу Бориса Васильева… Почему, собственно, мы и называем наше мероприятие фестивалем: потому что Борис Львович не только писатель, его творчество – это искусство…

К мысли через чувства

Основное мероприятие первого дня фестиваля – Васильевские чтения, участников которых поприветствовал руководитель областного департамента по культуре Михаил Ивушин. Тему чтений организаторы сформулировали так: «Творчество Бориса Васильева в современной русской литературе и журналистике».

– Уже по традиции мы начинаем фестиваль в академическом формате в СмолГУ с Васильевских чтений, – сказала заведующая кафедрой литературы и журналистики СмолГУ Ирина РОМАНОВА. – Потому что феномен Бориса Васильева, его многогранной личности, его творчества, остро нуждается в осмыслении. И учёными, и учителями, и школьниками, и гражданами других стран, людьми других культур… Но прежде всего феномену Бориса Васильева требуется научное изучение. И у Смоленска есть все основания стать центром такого изучения.

Многие фразы из произведений писателя-фронтовика давно стали афоризмами. В текстах их чаще всего произносят герои, хотя понятно, что мысли и чувства там авторские.

«Искусство должно идти к мысли через чувства, оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть. А растревоженный человек пытлив и любознателен», – написал когда-то Борис Васильев. А участники чтений, по словам Ирины Романовой, как раз и пытались понять, каким образом читатель его произведений становится таким растревоженным человеком.

– Для нас Борис Васильев – нравственный камертон, по которому мы настраиваем собственную жизнь, воспитываем детей, – продолжила Ирина Романова. – По которому учимся быть гражданами своей страны и любить то место в мире, где ты издал свой первый крик. И для того чтобы быть таким камертоном, наверное, недостаточно просто жить и чувствовать – необходимо найти те единственные точные, честные и пронзительные слова, которые бы сформулировали эти высокие жизненные принципы…

В тот же день в стенах университета прошли конкурсы буктрейлеров и электронных проектов, а также мастер-классы для участников номинаций «Проба пера. Рассказ» и «Проба пера. Очерк».

Три встречи

Конечно, основной темой для выступлений и на чтениях, и на фестивале вообще стало творчество Бориса Васильева. Но не обошлось и без воспоминаний о самом писателе, дороги которого приводили в его жизнь людей самых разных.

Алина Покровская:

– Фильм «Офицеры» вышел в 1971 году. Но мне больше запомнился 1970-й, поскольку именно тогда я познакомилась и дважды встретилась с Борисом Васильевым. Дело в том, что в тот год в Москве сразу два театра ставили его «А зори здесь тихие…». И в театре Армии, где я служу уже почти 58 лет, мне предложили роль Жени Камельковой.

Повесть, конечно, невероятно щемящая. Она вся пронизана любовью, болью и невероятным талантом автора. Это было настолько интересно и увлекательно, что роль 32-летнего Васкова очень захотел сыграть замечательный артист Андрей Алексеевич Попов, которому в то время было уже чуть-чуть за пятьдесят.

И почти одновременно начались съёмки фильма «Офицеры», куда меня взяли не сразу. На главные роли пробовались многие, и я, узнав, что не прошла, огорчилась и тут же уехала на гастроли. А вернувшись, вдруг получила приглашение сниматься.

Конечно, фильм – это уже коллективное творчество. Потому что помимо основы, которую дал Борис Васильев, был и сценарий Кирилла Раппопорта, да и каждый из нас, актёров, тоже вносил какие-то свои поправки. И я очень рада, что вся съёмочная группа оказалась единодушна во взгляде на любовные взаимоотношения главных героев – никто не захотел превращать наш треугольник в тривиальный адюльтер…

Потом мы ещё несколько раз встречались с Борисом Львовичем – в основном на юбилеях фильма. И я считаю, что мне очень повезло. Я люблю Бориса Васильева и как человека, и как писателя. Это был настоящий интеллигент, такой чеховский человек – даже внешне. А его стиль, его талант, образность языка мне очень близки. Он писал так просто и вкусно, что, читая, ты легко представляешь картину целиком.

В общем, я счастлива, что в моей жизни помимо других ролей в театре и кино был 1970 год и моя встреча с двумя замечательными работами, основой которых был Борис Львович Васильев…

Алексей Симонов:

– Борис Васильев действительно замечательный писатель и славный, ни на кого не похожий человек. Я познакомился с ним довольно поздно. Произошло это в 1986 году на пятом съезде кинематографистов. И знакомство наше оставило во мне такое сильное впечатление, что потом многие годы я пользовался любой возможностью всячески общаться с Борисом Львовичем.

Я сейчас расскажу эту историю, поскольку она очень точно характеризует Васильева. У меня тогда было полное ощущение, что Борис повернул весь этот знаменитый съезд, который был первым взрывом интеллигентского протеста против заканчивающейся советской эпохи, против иерархии в кинематографе, против власти опыта над талантом и так далее и тому подобное.

Идёт пленарное заседание. Борис сидит впереди меня. В Борисе сидит грамм 150, а может быть, даже и 200. Он настроен решительно и бесповоротно. Слушает то, что звучит со сцены. Ему это крайне не нравится. Борис говорит: «Сейчас я им эту музыку попорчу». И идёт к президиуму. А дальше началось то, что закончилось признанием этого съезда, с одной стороны, чудовищным безобразием, а с другой – знаковым событием. И то, и другое правда. Потому что на самом деле это и было чудовищное безобразие. Но и знаковое событие, поскольку наступил момент, когда в Кремлёвском зале мы вдруг перестали бояться. И эта небоязнь шла именно от Бори – в моём ощущении. Вот от этого его «я им сейчас музыку попорчу»…

Должен сказать, что Борис был человеком удивительным, потому что в нём совмещались две несовместимые вещи. С одной стороны, он был офицер – человек дисциплины, человек истории. А с другой – революционер. Наверное, эти несочетаемые качества и сделали его замечательным писателем…

Ольга Суркова

Источник: https://smolgazeta.ru/culture/64440-dorogi-kotorye-vybral-boris-vasilev.html